http://russkylondon.com/sites/default/files/styles/maximum/public/KMO_116227_01046_1_t218_214416.jpg?itok=5G4ow565http://russkylondon.com/sites/default/files/styles/maximum/public/KMO_116227_01053_1_t218_214414.jpg?itok=KpfNdlMMhttp://russkylondon.com/sites/default/files/styles/maximum/public/KMO_116227_01054_1_t218_214413.jpg?itok=etRScNFHhttp://russkylondon.com/sites/default/files/styles/maximum/public/KMO_116227_01055_1_t218_214413.jpg?itok=y3eb6lsxhttp://russkylondon.com/sites/default/files/styles/maximum/public/KMO_116227_01057_1_t218_214415.jpg?itok=r4h51Lmohttp://russkylondon.com/sites/default/files/styles/maximum/public/20131030_christies_.jpg?itok=hHWmXJOy
25/11/13

«Купальщицы» Ильи Машкова проданы за £3,6 млн

Татьяна Маркина (Ъ) о лондонской неделе аукционов русского искусства

На аукционе русского искусства Christie`s в Лондоне успешно проданы топ-лоты: «Купальщицы» Ильи Машкова за £3,6 млн и «Церковь в Алупке» Аристарха Лентулова за £1,8 млн (указаны цены молотка). За несколько дней до начала русских аукционов на Sotheby`s были частным образом проданы несомненные лидеры всей недели — картины Роберта Фалька и Петра Кончаловского. Логично, что «освободившиеся» у покупателей деньги были перенаправлены на другие произведения русского авангарда. В ходе торгов «Купальщицы» Ильи Машкова подорожали с £600 тыс. нижнего эстимейта до £3,6 млн итога; в торге участвовали русские покупатели из зала и «телефоны» — в результате победил покупатель, торговавшийся через главу лондонского отдела русского искусства Сару Мэнсфилд. Полученная сумма весьма внушительна, хотя и не дотягивает до рекордной для Ильи Машкова (летом его «Натюрморт с фруктами» был продан за £4,7 млн). Зато дошла до рекордной (хоть и с трудом) цена на кубофутуристическое полотно Аристарха Лентулова — оно продано за £1,8 млн. Также установлен довольно неразумный рекорд на произведения Александра Бенуа — позднее авторское повторение полотна «Военный парад в присутствии императора Павла I» (которое хранится в Русском музее) ушло за £400 тыс.

ХОД ВАЛЕТОМ
Татьяна Маркина о лондонской неделе аукционов русского искусства

Предстоящие в Лондоне аукционы четырех домов — Christie's, Sotheby's, MacDougall's и Bonhams — на сей раз вполне заслужили свое звание флагманов русского арт-рынка. В каталогах аукционов сосредоточились первые имена русского искусства в двух самых востребованных разделах — авангарда начала ХХ века и академического салонного искусства. Трудно представить себе русского покупателя, которого не тронул бы хоть один из топ-лотов: огромнейшее полотно Петра Кончаловского и столь же огромное Генриха Семирадского на Sotheby's, танцующая "Церковь в Алупке" Аристарха Лентулова и сладчайшие "Дети художника" Константина Маковского на Christie's и так далее.

Кроме того, в этом году в аукционных коллекциях домов наметились поразительные и очень интересные параллели и совпадения, которые сделают "охоту" на лучшие работы еще увлекательнее, а итоговые цены — еще выше.

Главная тема этого аукционного сезона — "Бубновый валет", причем в лучших примерах существования этого художественного объединения и в именах главных его художников — Кончаловского, Машкова, Фалька и Лентулова.

На Sotheby's — два шедевра 1917 года, последнего года существования группы. "Мужчина в котелке" Роберта Фалька — это портрет Якова Каган-Шабшая, ученого-электротехника и мецената, покровителя еврейских художников. Это одно из лучших полотен Фалька бубнововалетского периода (и лучшее из всех, что появлялись на торгах, эстимейт £2,5-3,5 млн): фигура в резком ракурсе, кубистически трансформированная, примостилась на краешке стула; пламенно-яркий фон и разбитый на множество оттенков черный цвет костюма придают картине еще большую динамичность. Портрет входил в личную коллекцию Якова Каган-Шабшая и не погиб вместе с ней в войну (коллекция экспонировалась в музее Менделя в Одессе) потому, что был отправлен брату коллекционера, Александру, в Париж. Портрет жены Александра — Марии Шабшай, написанный Фальком уже в Париже, в 1926 году, тоже на торгах — на аукционе MacDougall's (£100-150 тыс.). Еще один Фальк — на аукционе Bonhams. "Портрет Елизаветы Потехиной" (£1-1,5 млн), показанный на выставке "Бубнового валета" 1913 года, относится к лирической линии творчества художника. Цвет и свет, движение теней и гармония красок — это "музыка для глаз", как называл живопись сам художник.

Другая важнейшая работа на Sotheby's — "В мастерской. Семейный портрет" Петра Кончаловского — тоже 1917 года. Это одна из самых монументальных (2,5 на 3,5 метра) и принципиальных работ для художника. Картина написана вскоре после возвращения Кончаловского с фронта; вся семья — жена Ольга, дети Наталья и Михаил и сам художник изображены в мастерской, загроможденной огромным мольбертом и неуклюжей машиной для растирания красок. Композиция строится из кубистически деформированных, но сохраняющих сезаннистскую плотность масс; яркие цветовые пятна и чувственность фактуры были в тот период важнейшими достижениями Кончаловского. "Когда писал косу у дочери,— вспоминал он,— чувствовал себя так, будто заплетаю косу живому существу. Наслаждался сознанием, что при помощи краски орехового цвета можно сплести в конце концов совсем живую косу". Картина оценена в £3,5-4,5 млн.

На аукционе Christie's — свои великие имена. "Купальщицы" (£600-800 тыс.) Ильи Машкова были написаны в 1911 году и показаны на выставке "Бубнового валета" в Москве в 1912-м и в Петербурге в 1913 годах. Относящиеся к периоду неопримитивизма желтая и красная нагие женщины напоминают то ли неприличные лубочные картинки, то ли языческих каменных баб. Интересно, что сохранилась карикатура на эту картину — в журнале "Будильник" с репортажем о выставке, где рядом с "Купальщицами" изображена корчащаяся от смеха публика. Публика, несомненно, корчилась,— однако скорее от страха, настолько резко эти агрессивные, обведенные черным контуром фигуры отвергали идеалы живописи предыдущих эпох.

"Церковь в Алупке" Аристарха Лентулова 1916 года — идеальный образец его "живописного бунта". Для художника, который ближе всех из бубнововалетцев подошел к кубофутуризму, важна была эмоциональная выразительность, рождающаяся из взаимодействия цвета и формы. Дробные (на самом деле вполне соответствующие реальности) формы церкви, будто бы воздвигающиеся на глазах зрителя, контрасты зеленых крыш и фиолетовых теней — для публичного аукциона такая картина просто сенсация (£1,8-2,2 млн).

Авангард на MacDougall's — иного рода. Это полотно Леонида Чупятова "Ангелы" (£800-1,6 млн), написанное около 1922 года. Место этого художника в русле русского авангарда очень обособленно — даже от его учителя, Кузьмы Петрова-Водкина. "Ангелы" необычны всем — и сюжетом, и композицией, и колоритом. Мистическая тема с ангелами, нисходящими к людям, видимо, связана с историей Серафима Саровского, предрекавшего кровопролитную революцию в России; ангелы режут полотно на резкие диагональные фрагменты своими огненными крыльями, вся картина написана только в три цвета, вернее, два — синий и алый, с будто иконными пробелами.

Однако при всем обилии авангардных полотен любители академической живописи не пострадают: для них приготовлен чудесный "Римский нищий" Генриха Семирадского (£1-1,3 млн, Sotheby's) и его же "Искушение св. Иеронима" (£500-1,0 млн, MacDougall's). Нежнейшие "Дети художника" Константина Маковского (Christie's, £250-350 тыс.) могут быть продолжены не менее прелестным "Портретом дочери" того же художника, написанным лет десять спустя (£200-300 тыс., Bonhams). Венец всего - огромная аллегорическая композиция Михаила Зичи по мотивам стихотворения Лермонтова "Ангел": "Он душу младую в объятиях нес..." (£320-500 тыс., MacDougall's).

По традиции очень богаты и разделы прикладного искусства: монументальные дворцовые вазы ИФЗ у Sotheby's (£2-2,5 млн), широчайший выбор предметов Фаберже у Christie's, уникальный серебряный с эмалями барельеф храма Христа Спасителя фирмы братьев Хлебниковых у Bonhams (£800-1,0 млн); даже MacDougall's обзавелся полноценным разделом ДПИ.

А вот в разделе современного искусства, которого в целом у всех домов больше, чем раньше, лидер все же один — Sotheby's, с отдельными специализированными торгами "Современный Восток". В торги включены работы художников Восточной Европы, Украины и России; среди топ-лотов — "Праздник N6" Ильи Кабакова (£800-1,2 млн) и "Сломанное дерево" Олега Васильева (£70-90 тыс.).

Лондон, 25, 26, 27 ноября

Source: Kommersant

http://russkylondon.com/sites/default/files/styles/maximum/public/KMO_116227_01046_1_t218_214416.jpg?itok=5G4ow565http://russkylondon.com/sites/default/files/styles/maximum/public/KMO_116227_01053_1_t218_214414.jpg?itok=KpfNdlMMhttp://russkylondon.com/sites/default/files/styles/maximum/public/KMO_116227_01054_1_t218_214413.jpg?itok=etRScNFHhttp://russkylondon.com/sites/default/files/styles/maximum/public/KMO_116227_01055_1_t218_214413.jpg?itok=y3eb6lsxhttp://russkylondon.com/sites/default/files/styles/maximum/public/KMO_116227_01057_1_t218_214415.jpg?itok=r4h51Lmohttp://russkylondon.com/sites/default/files/styles/maximum/public/20131030_christies_.jpg?itok=hHWmXJOy