http://russkylondon.com/sites/default/files/styles/maximum/public/camberbatch%20hamlet%20.jpg?itok=Bel-p3PDhttp://russkylondon.com/sites/default/files/styles/maximum/public/hamletrehearsal2.jpg?itok=OWlWgJiMhttp://russkylondon.com/sites/default/files/styles/maximum/public/hamletrehearsal3.jpg?itok=P6ju-sZY
12/08/15

Камбербэтч, Холмс, Гамлет

В долгу перед Шекспиром. Начинать с «чистого листа», ставя Гамлета в XXI веке, очень сложно

by Konstantin Kamenski

 

Знающие меня неплохо люди спросят: кой черт занес тебя, брезгливого как кота, воротящего нос от всего кроме проверенной еды, на эти галеры? Отвечу: чистый случай. Друзья, которые собирались аж за полгода, с ужасом обнаружили брешь с планах, и у них оставался лишний билет. Не продавать же его было малолетним фанаткам – те, разумеется, оторвали бы билет в ряд Е, центр, с руками, но мы принципиальные противники потакания маниакальным синдромам у подростков. 

И вот вчера я отправился в Барбикан. Настроение было не то чтобы праздничное, и ожидание чуда отсутствовало напрочь. Уже заранее я пытался ответить для себя на самый главный вопрос: об актуальности и обоснованности выбора драматургии – и не видел вариантов ответа. Мотивы, которыми руководствовался весь коллектив создателей этого раскупленного на год вперед хита продаж лондонской сцены, и благодаря которым у продакшна был любой мыслимый бюджет, конечно, были прозрачны: публика придет смотреть на Бенедикта Камбербатча, даже если он будет исполнять главную роль в спектакле по мотивам телефонной книги. В свете данной аксиомы совершенно неясно, зачем было в очередной раз замахиваться на Вильяма нашего Шекспира? 

Гамлета ставят с такой завидной регулярностью, что этот материал зарос культурными слоями, как  дно старого корабля зарастает моллюсками. Кажется роль принца датского – амбиция любого актера, чувствующего, что ему начинает жать в плечах кино- и сериальная слава, но не понимающего, что в мире со времен Шекспира написаны тысячи прекрасных пьес, среди которых есть одна или несколько, подходящих ему как перчатка руке. Есть другие роли, помимо Гамлета, и в них его никто не будет сравнивать с Лоуренсом Оливье и Качаловым. Есть возможность не писать в программке жалкие тексты с предложением забыть обо всех предыдущих постановках, потому что «мы совсем-совсем о них не думали, когда ставили наш спектакль, правда! Давайте начнем все с чистого листа!» Одним словом, начинать с «чистого листа», ставя Гамлета в XXI веке, очень сложно.

Спектакль еще сырой – что странно, ведь первые новости о готовящейся постановке я лично видел еще в июне, то есть как минимум два месяца репетиционного процесса у спектакля были – но даже по тому, что видно в данный момент, можно сказать  с определенностью: острой, новой мысли, идеи, которая горела бы огненными буквами над сценой, ради которой создатели рискнули бы взяться за такой сложный материал, просто нет. Так же, как нет и нового, яркого Гамлета – Камбербэтча, не похожего ни на всех предыдущих мастеров сцены в роли Гамлета, ни на Бенедикта Камбербэтча в роли Шерлока. Есть очень наивная, безыдейная режиссура, из которой торчат белые нитки сшитых лоскутов отдельных сцен с глупенькими ходами вроде рапида, «замедляющего время», которые постеснялся бы использовать в своих этюдах и первокурсник. Есть неумение владеть большой формой и работать с актерами, они предоставлены сами себе и шатаются по сцене, делая миллионы ненужных движений, «оправдывая» свое бездействие и беззадачность сверхбыстрым «пробалтыванием» текста и форсированной громкостью. Предоставлен сам себе и исполнитель главной роли, что уж и вовсе удивительно: имея в составе такую звездную лошадку (абсолютно не отягощенную звездной неприступностью, и это видно!), актера харизматичного, небесталанного, жаждущего работать и сделать роль (это тоже видно), неужели режиссеру можно было удержаться от того, чтобы 90% времени не отдать работе именно с ним?! Гори синим пламенем концепция спектакля, пусть делают что хотят остальные актеры, но если бы при этом режиссер выстроил линию одного только Гамлета, и Камбербэтчу не пришлось работать с текстом самому перед зеркалом (а очевидно так и было) и подогревать самому себя искусственными эмоциями, происходящее имело бы хотя бы какой-то смысл.

Визуальный ряд и спецэффекты, которыми режиссер пыталась удивить зрителя, считываются в два хода и, увы, отсылают не к глубоким культурным пластам, а к масс-медийным, сериальным «красивостям»: здесь и стол с оленьими рогами и шкурами (здравствуй, сериал «Ганнибал», очевидно приплетенный по логической цепочке Мадс Миккельсен – Дания – Гамлет), и Клавдий, исчезающий в снежной буре в конце первого акта (исполнитель роли Клавдия играет Манса-налетчика в «Игре Престолов», и антураж снежной бури явно дан ему неслучайно).

Единственным интуитивно верным ходом можно было бы назвать выбор исполнителя роли Лаэрта: чернокожий актер, вопреки логике брат белой Офелии и сын белого Полония, удивительным образом оправдывает и страстную жажду мщения, и широту души своего героя – но в свете вышеописанных разочарований, боюсь, этот ход был всего лишь данью политкорректности и не предполагал подобного подтекста.

Вчера, когда мы смотрели “Гамлета” в Barbicans, на сцене произошло событие, аналогов которому не припомню: пожилой актер, исполнявший роль Полония, среди сцены с Офелией вдруг схватился за сердце, покачнулся и едва не упал навзничь. Партнерша увела его за кулисы, спектакль прервали. Через несколько минут режиссер вышла сообщить, что спектакль будет продолжен, но роль Полония исполнит актер второго плана, и в руках у него будет текст.

Бедолага честно старался весь спектакль. На поклонах его звездный партнер, Бенедикт Камбербэтч, вывел героя-спасителя на середину сцены, остановил овации жестом  и сообщил, что у нежданного Полония в этот день…. был день рождения. Камбербэтч запел, и весь зал подхватил Happy Birthday To You.

А я стоял и думал: насколько это живое, неожиданное, постоянно изменяющееся искусство, театр. Сколько невероятного может произойти на сцене. И использовать этот живой, эмоциональный инструмент для создания таких мертворожденных поделок как данный продакшн – все равно что микроскопом забивать гвозди.

 

http://russkylondon.com/sites/default/files/styles/maximum/public/camberbatch%20hamlet%20.jpg?itok=Bel-p3PDhttp://russkylondon.com/sites/default/files/styles/maximum/public/hamletrehearsal2.jpg?itok=OWlWgJiMhttp://russkylondon.com/sites/default/files/styles/maximum/public/hamletrehearsal3.jpg?itok=P6ju-sZY