http://russkylondon.com/sites/default/files/styles/maximum/public/1%20leviathan.jpg?itok=FfsQxfXPhttp://russkylondon.com/sites/default/files/styles/maximum/public/2%20leviathan_0.jpg?itok=GRLWJ7snhttp://russkylondon.com/sites/default/files/styles/maximum/public/4%20leviathan_1.jpg?itok=C70IHn6Khttp://russkylondon.com/sites/default/files/styles/maximum/public/5%20leviathan%20.jpg?itok=mNxD9Vjahttp://russkylondon.com/sites/default/files/styles/maximum/public/6%20leviathan.jpg?itok=Tn-i5gIr
20/01/15

Лучший фильм десятилетия

Мои "пять копеек" в дискуссию о "Левиафане"

by Carina Cockrell

 

Для меня  "Левиафан" – ЛУЧШИЙ ФИЛЬМ ДЕСЯТИЛЕТИЯ.

Потрясение в огромной степени эстетическое. Атмосферность сходна с "Бессонницей" с Аль Пачино, но гораздо лучше, потому что метафоричнее. Потрясающая природа! И какое небо – белесое, как бельмо на синем глазу! Глубочайшие, верные и мощнейшие метафоры. Какая яростная и страшная любовь! А какие актеры, особенно чудесный, русский в самом лучшем и высоком смысле, человечный, уязвимый и уничтоженный Николай...

А что касается заклинания "власти от бога" и мерзостных до тошноты клерикалов в фильме – это отдельная, правдивая и острая, как лезвие, тема. Смыкаясь с властью, религия вырождается в языческие ритуалы, за которыми – жажда власти, земных благ и контроля. И больше НИЧЕГО. Впрочем, это давно не новость. А почему подонки от власти так цепляются за подонков от церкви? Все старо как мир. По принципу круговой поруки, имхо, тому что боятся превратности судьбы, и того, что "есть грозный Судия. Он ждет", вот и стараются заручиться чисто ритуальной поддержкой "свыше", потому что знают – спасти их после всех их мерзостей может только чудо и магия ритуалов. Но не будет его. Ни для тех, ни для других. Только обглоданный скелет.

Как символ тщетности ИХ надежд на спасение. Левиафан – "чудище обло, озорно" – символ власти – обглоданный остов...

Духовное банкротство.

Полное.

До белизны костей.

Особо хочу сказать о Доме, который показан в фильме и который рушат в финале. Он поражает светлым чувством – может быть, это вид из его многочисленных окон? Это был очень хороший Дом. Редко, когда фильм вызывал такое острое чувство сопереживания происходящему на экране.

Кстати, я совершенно не поняла обвинений в "очернении действительности". Очернение было бы, если бы показывалось все цинично, бесчувственно и отстраненно. А тут как раз столько такта и вкуса, и трепетности режиссерской трактовки. И никакого надрыва, которого я внутренне боялась увидеть, рвания на себе метафорического тельника, самобичевания, вопросов ребром. Имхо. Интенсивная меланхолия и БОЛЬ. Потому что автор не знает ответа (вернее, ответ у каждого – СВОЙ). И сочувствие автора к своим "творениям". И вопросы куда значительнее, чем просто "что делать" и "кто виноват".

Многоуровневый, и по своей многозвучности напоминающий виртуозный симфонический оркестр, фильм.

Есть фильмы о Британии сходного стиля и трактовки. Например, Hinterland или фильм об ошельмованном, интеллигентном Кристофере Джефрисе – The Lost Honour of Christopher Jefferies.

Много говорят про реализм. Одни считают, что все это просто фотографическое отображение жизни, другие упрекают авторов в его полном отсутствии. Словно не замечая, что по уровню и обилию метафорики, это не что иное как ПРИТЧА. До боли узнаваемая, но притча – где символика гипертрофирована и плакатна с этой вполне оправданной художественной целью. И УЗНАВАЕМА, скорее всего в своих СМЫСЛАХ. И потому что притчевую метафорику КАЖДЫЙ волен толковать по-своему. И каждый, как слепец из известной притчи, видит только ту ЧАСТЬ слона (Левиафана?), к которой прикоснулся. Вот в этом и талант Звягинцева и сценаристов, и оператора, вот потому и вызвал фильм такие БЕСПРЕЦЕДЕНТНЫЕ баталии.

А реализма в фильме столько же, сколько его в истории Воланда, приехавшего однажды в Москву 1930-х. Или в картинах Магритта и Дали. Или в библейской притче об Иове Многострадальном, перемещенном из земли Уц в Териберку, со всеми вытекающими последствиями...

Буквальные значения и фотографические отображения – это другой жанр. Вот в чем фишка.

Если дадут “Левиафану” Оскара – правильно! А впрочем, не суть важно: все равно этот фильм – событие и станет символом той эпохи обостренной борьбы за человеческое право на достоинство, которую переживает сейчас не только Россия.

И все, больше о «Левиафане» – ни слова! 

 

_____________________

ЧИТАЙТЕ 

LEVIATHAN - В КИНОТЕАТРАХ ВЕЛИКОБРИТАНИИ

АНДРЕЙ ЗВЯГИНЦЕВ: "ЛЕВИАФАН". ИНТЕРВЬЮ С РЕЖИССЕРОМ

Блог Carina Cockrell

_____________________

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ 

Facebook.com/RusskyLondon

 

http://russkylondon.com/sites/default/files/styles/maximum/public/1%20leviathan.jpg?itok=FfsQxfXPhttp://russkylondon.com/sites/default/files/styles/maximum/public/2%20leviathan_0.jpg?itok=GRLWJ7snhttp://russkylondon.com/sites/default/files/styles/maximum/public/4%20leviathan_1.jpg?itok=C70IHn6Khttp://russkylondon.com/sites/default/files/styles/maximum/public/5%20leviathan%20.jpg?itok=mNxD9Vjahttp://russkylondon.com/sites/default/files/styles/maximum/public/6%20leviathan.jpg?itok=Tn-i5gIr