http://russkylondon.com/sites/default/files/styles/maximum/public/2%20Tselkov.png?itok=tP1JWTcbhttp://russkylondon.com/sites/default/files/styles/maximum/public/3%20Tselkov.png?itok=jp9Eakgmhttp://russkylondon.com/sites/default/files/styles/maximum/public/5%20Tselkov.png?itok=dbsFupHQhttp://russkylondon.com/sites/default/files/styles/maximum/public/oleg_tselkov.jpg?itok=iYZdL_LT
18/10/14

Олег Целков: «Слово «совок» уже навязло на зубах»

Парадоксальные ответы художника Олега Целкова на мои вопросы на открытии его выставки во время лондонской Frieze Week

by Julia Varshavskaya

 

В четверг в галерее Alon Zakaim Fine Art в Мейфейр открылась выставка одного из родоначальников движения художников-нонконформистов Олега Целкова – Alter Ego, приуроченная также к его 80-летию. Я зашла посмотреть на эти замечательные картины и поговорить с хозяином вечера о том, как сделать серость яркой, почему он не знает, откуда в его картине кошка, и как он мог отказаться от французского гражданства.

Его биография переполнена творческой романтикой, вполне в духе своего времени, и даже c «хэппи эндом» - ведь каждый художник, будь то Модильяни или студент факультета изобразительных искусств, должен в итоге оказаться в Париже. Именно это и произошло с Олегом Целковым, когда в 1977 году его принудительным образом выслали из СССР за провокационные картины. В персонажах его работ – огромных увальнях с низкими лбами, маленькими глазками и каким-то животным началом – партия усмотрела пародию на себя и советского человека. Что же, «на воре и шапка горит». В Париже художник получил паспорт беженца, который так и не поменял до сих пор на французское гражданство. Сегодня его творчество давно признано во всем мире, выставки проходят от Японии до США. В постсоветской России он тоже, наконец, получил заслуженное признание: в 1997 ему была присуждена Царскосельская художественная премия; в 2005 он получил премию «Триумф» в Москве; в 2012 премию Пушкинского музея, а в следующем – премию Фонда музея Эрмитаж.

Ироничный, бодрый, в красном свитере и абсолютно "художественной" кепке, на открытии выставки он выглядел как коренной житель Монмартра.  Пока гости не успели собраться, мы поговорили с Целковым в окружении его картин.

Что для Вас значит эта выставка? Какие смыслы Вы в нее вкладывали?

Вы будете разочарованы, но ничего не вкладывал – мне предложили выставку сделать здесь, в хорошей галерея, и я подумал: а почему нет? Здесь собраны мои работы последних 20-ти лет, так что получился такой обзор моего творчества за эти годы.

В одном из давних интервью Вы говорили, что в своих работах отображаете тот «совок» в широком смысле этого слова, который есть в любом жителе любой страны. С тех пор что-то изменилось?

Я думаю, что пришло время, когда надо забыть слово «совок», потому что оно так навязло на зубах. Хотя забывать, конечно, в этой жизни ничего не нужно, но употреблять это понятие как «горяченькое» уже не стоит. Это было и сплыло, слава богу. Употребление этого образа уже не актуально. Я, кстати, никогда не называл свои образы совком – это делали критики и люди, видевшие мои работы. А я никак не называю, потому что это должны сделать вы сами, глядя на мои картины.

Что для вас важнее в вашем творчестве: цвет или смысл?

Все это взаимосвязано. Вернее, я бы сказал: художник не волен, потому что ты не можешь сегодня написать серию картин ярких, а завтра - серию серых. Это, с моей точки зрения, так же неверно, как если бы вы могли заказывать себе настроение: сегодня я буду веселиться, а завтра - грустить. Поэтому все, что представлено на выставке, надо рассматривать вкупе. 

Какая из представленных работ – ваша любимая?

Любимой картины у меня нет, потому что каждую я делаю с охотой и удовольствием. С каждой связаны хорошие воспоминания. Я очень долго пишу каждую работу, причем сразу несколько, постепенно. Календарно бывает, что проходит 2-3 года, пока я ее закончу. Но это не значит, что я пишу одну картину все это время каждый день. Просто она стоит на мольберте, и я к ней периодически возвращаюсь.

Хорошо, тогда расскажите, пожалуйста, про ту картину, которая полюбилась мне больше всего – эту женщину с кошкой на плече.

Вы считаете, это женщина? А мне это неизвестно, потому что она стоит к нам спиной, и эта спина мне не докладывала свой пол. А спереди-то я ее не видел! А почему кошка? Она просто запрыгнула к ей на плечо, но я не знаю, почему.  Я только знаю, что она повернула к нам голову, но зачем? Может, услышала что-то. Никто не знает, ни вы, ни я. Понимаете, всякое искусство есть попытка не изобразить, не объяснить, не истолковать, а попросту, как в зеркале, отобразить жизнь. А дело все в том, что любой настоящий художник (а я надеюсь, что я настоящий, но это не означает - великий) несет в себе свой – узнаваемый - внутренний мир. И вы сразу думаете: «Ой, это же в духе Достоевского!» Потому что достоевский представил вам мир в каком-то определенном виде, который вы потом узнаете в других вещах. И в рамках существования этого мира художник подневолен. Он не может сегодня писать, как Ван Гог, завтра расписать церковь как Микеланджело, а послезавтра бросить краски и пойти писать книги, как Проспер Мериме.

Вы все это время работали в Париже. Этот город Вас вдохновляет?

Знаете, ничего парижского или лондонского на этих полотнах нет. А вот что здесь есть – это ваше дело, смотрите на картины и придумывайте.

Не могу не задать этот вопрос: почему же Вы отказались от французского гражданства?

А зачем оно мне нужно? Я спокойно передвигаюсь через границы. Я, честно говоря, очень ленивый на всякие бумажные дела. Это же надо было собрать целую стопку документов, на которую я бы и рад потратить время, но лучше останусь лежать на постели или рисовать картины. Поэтому никакого принципиального отказа не было – просто не вижу смысла это делать.

В Москве в последние годы появился огромный интерес к искусству. Вам не приходила мысль вернуться туда и снова жить в России?

У меня на днях закончилась там большая выставка в Фонде Екатерины, так что и в Москве бываем. Но у меня нет места, где мне бы хотелось жить – мне хочется быть там, где я есть сейчас. Где утром можно выпить чаю, где ночью можно залезть в свою постель. Понимаете, это и есть моя родина, а где она находится территориально - в Москве или Париже – не имеет большого значения. У меня есть домик в Шампани, где очень все просто и тихо. И там мне тоже очень уютно, но если бы я жил в Африке, то мне бы и там было хорошо. Главное, чтобы не мешали жить и писать мои картины. Ну и хорошо иметь хлеб с маслом и штаны на одном месте. Конечно, я бы мог и без штанов, но это надо быть большим новатором – я пока до такого не дорос. А я если и борец, то в картинах, но это не выходит дальше моих холстов.

А Вы в своих картинах борец?

Каждый творец, не в рифму будет сказано, борец в своем творчестве. Он что-то, хочешь или не хочешь, проповедует. А если он ничего не проповедует, значит, он проповедует НИЧЕГО. Картины же не пишутся, чтобы показать, как художник отдыхал в Ялте.  

Тогда что проповедуете Вы в своем творчестве?

Понимаете, если я вдруг расскажу вам об этом, то, наверняка, ошибусь. Потому что художник внутри человека умнее, чем сам этот человек. Художник знает больше, чем автор. Люди, если художник или писатель им интересен, со стороны лучше разбираются в том, что он делает. А он лишь показал - увидев, но не поняв.

 

Выставка Alter Ego Олега Целкова пройдет в Alon Zakaim Fine Art, по адресу 5-7 Dover St. London W1S 4LD, с 17 октября по 28 ноября 2014. Выставка открыта с 9:00 до 18:00, понедельник-пятница; в выходные только по предварительной записи.

 

________________

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

АРТ-ПРОГУЛКА - MAYFAIR

POST POP: EAST MEETS WEST

BURNING NEWS – НОВЕЙШЕЕ РУССКОЕ ИСКУССТВО

ПРОГУЛКА ПО FRIEZE ART FAIR

_______________

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ 

Facebook.com/RusskyLondon

 

http://russkylondon.com/sites/default/files/styles/maximum/public/2%20Tselkov.png?itok=tP1JWTcbhttp://russkylondon.com/sites/default/files/styles/maximum/public/3%20Tselkov.png?itok=jp9Eakgmhttp://russkylondon.com/sites/default/files/styles/maximum/public/5%20Tselkov.png?itok=dbsFupHQhttp://russkylondon.com/sites/default/files/styles/maximum/public/oleg_tselkov.jpg?itok=iYZdL_LT