http://russkylondon.com/sites/default/files/styles/maximum/public/%201%20.png?itok=B0Ykhjoshttp://russkylondon.com/sites/default/files/styles/maximum/public/%202%20%20notting-hill-carnival.jpg?itok=uwf6_tCqhttp://russkylondon.com/sites/default/files/styles/maximum/public/%203%20%20notting-hill-carnival.jpg?itok=N6gYwMs_http://russkylondon.com/sites/default/files/styles/maximum/public/%204%20notting-hill-canrival.jpg?itok=YVJQ8ZYzhttp://russkylondon.com/sites/default/files/styles/maximum/public/%205%20notting-hill-carnival.jpg?itok=ZQz8pLRHhttp://russkylondon.com/sites/default/files/styles/maximum/public/%206%20notting%20hill%20.jpg?itok=H9FducoVhttp://russkylondon.com/sites/default/files/styles/maximum/public/%207%20notting-hill-carnival.jpg?itok=3B6FfIzshttp://russkylondon.com/sites/default/files/styles/maximum/public/%209%20notting-hill-carnival.jpg?itok=De36xthghttp://russkylondon.com/sites/default/files/styles/maximum/public/%208%20Notting-Hill-Carnival.jpg?itok=IKb7H2kuhttp://russkylondon.com/sites/default/files/styles/maximum/public/%2010%20notting-hill-carnival.jpg?itok=I9GW3wnt
23/08/14

Русские корни Лондонского карнавала

Второй в мире после карнавала в Рио-де-Жанейро и крупнейший уличный фестиваль в Европе - а у его истоков стояла женщина с русскими корнями

 

Около 2 млн зрителей участвуют в карнавале ежегодно, не считая 40 тысяч волонтеров и 9000 полицейских. Туристы составляют только около 20% зрителей.

Карнавал приносит Лондону прибыль в размере более 90 миллионов фунтов. В 2013 году на карнавале было продано пять миллионов горячих и холодных напитков, в том числе 25 000 бутылок рома и 70000 литров морковного сока.

На охрану порядка во время фестиваля тратится всего 6 миллионов фунтов. Несмотря на свою репутацию, Карнавал имеет относительно низкий уровень преступности, принимая во внимание его размеры, по словам полиции - "не хуже, чем обычный субботний футбольный матч".

В период между 1987 и 2000 годами на карнавале было только пять смертей – сравните это с 155 смертями в течение карнавала в Рио де Жанейро в 2014 году. Видео полицейских Skanking на прошлогоднем карнавале есть почти 700000 взгляды YouTube.

Карнавал имеет свои отдаленные корни в шествиях Canboulay в 18 веке в Тринидаде. В каждом костюмированном номере участвует от 80 до 300 человек, а всего во время карнавала представлено около 15 тысяч костюмов. Участники карнавала работают над своими костюмами в течение всего года. Часто они привлекают к сотрудничеству ведущих дизайнеров и ремесленников из Тринидада.

Воскресенье Карнавала традиционно является детским днем – в этот день для маленьких гостей мероприятия устраиваются разнообразные развлечения. Карнавал «для взрослых» традиционно проводится по понедельникам – в этот день выступления и шествия начинаются ранним утром и заканчиваются поздней ночью.

Карнавал начинается в воскресенье 24 августа в 9 утра и заканчивается поздно ночью 25 августа.

Программа на сайте – thelondonnottinghillcarnival.com

  

А вы знаете, что у истоков Лондонского карнавала стояла женщина с русскими корнями? Вот как эта история рассказана в недавно вышедшей книге Carnival — A Photographic and Testimonial History of the Notting Hill Carnival, by Ishmahil Blagrove Jr

  

КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ

 

История Лондонского Карнавала начинается в послевоенные годы на улицах Ноттинг Хилла и Северного Кенсингтона. Район, который мы знаем теперь как один из самых уютных и фешенебельных районов Лондона, в то время был одним из проклятий Лондона – нищета, трущобы, забитые до отказа эмигрантами из разных стран, дома без ванных комнат, без горячей воды и некоторые из них даже без электричества до начала 1960-х. Среди всего этого процветали преступность и социальная и расовая агрессия.

В конце Второй мировой войны острая нехватка рабочей силы подтолкнула массовую иммиграцию в Великобританию. Особенно много рабочих прибыло из Вест-Индии – они присоединились к рабочему классу, к тому времени уже состоявшему из британцев, ирландцев, евреев, греков, поляков и испанцев, живших в тесных многоквартирных домах в Ноттинг Хилле. К концу 1950-х больше всего иммигрантов из Вест-Индии осело в Ноттинг Хилле и Брикстоне на юге Лондона.

В этой ситуации воинственно настроенные группы белых британцев из рабочего класса охотно вскакивали на подножку фашистской организации Освальда Мосли, чей лозунг "Сохраняйте Британию белой" использовал страхи и антииммиграционных настроения того времени. Мосли обвинял вест-индийцев в том, что они отбирают у англичан их рабочие места, их дома и их женщин и они играют громкую музыку до утра. Приехавшие иммигранты столкнулись дискриминацией при устройстве на работу и снятии жилья. Столкновения с агрессивно настроенными белыми британцами стали неизбежны.

Расовые беспорядки в Ноттинг Хилле в 1958 году и убийство на расистский почве иммигранта из Антигуа плотника Kelso Cochrane в следующем году, ознаменовали кульминацию расовой напряженности. Эти события заставили активистов объединить усилия для преодоления культурных различий и социальной и расовой агрессии. Британская Коммунистическая партия организовала марши протеста по всему району, на стенах стали появляться граффити, осуждающие расизм, заметные общественные деятели, такие как главный министр Ямайки, Норман Мэнли, поскщали Ноттинг Хилл, в то время как активисты организовывали публичные дискуссии и кампании.

Именно в этот момент, Клаудиа Джонс, эмигрантка из Тринидада, живущая в лондонском районе Брикстон, высказала идею проведения Карибского карнавала в Лондоне с целью преодоления разобщенности между людьми через празднование карибской культуры. Клаудиа была к тому времени уже известным политическим активистом и редактором первой еженедельной газеты для черных в Британии – West Indian Gazette.

Яркая и решительная, Клаудиа Джонс к тому времени уже обладала опытом борьбы за права человека и угнетенных народов. Она родилась в Тринидаде, но когда ей было девять лет, ее родители эмигрировали в США. В Америке за участие в коммунистической партии и политический активизм она четырежды была осуждена и заключена в тюрьму, а в 1955 году ее в конце концов выгнали из страны.

Губернатор Тринидада, в то время бывшего Британской колонией, отказал ей во въезде в страну своего рождения, опасаясь, что ее присутствие на острове "может причинить беспокойство". В результате Клаудиа была депортирована в Великобританию, где она, не теряя времени, погрузилась в политику, помогая мобилизовать черных жителей Брикстона на политические действия и борьбу с расизмом.

30 января 1959 года состоялся первый лондонский Карибский карнавал, организованный Клаудией Джонс.  Он проходил в St Pancras Town Hall и был показан по телевидению на BBC. Карнавал был организован в закрытом помещении, так как он был приурочен к тринидадскому празднику, который традиционно проходит в январе-марте (в неделю перед Великим постом), а английская погода в это время года слишком холодная для его проведения на открытом воздухе.

Карнавал в Тринидаде – это беззаботная вакханалия под открытым небом. Однако этот первый лондонский опыт, вследствие выбора места своего проведения, оказался слишком цивилизованным и несколько искусственным.

Как редактору West Indian Gazette, Клаудии Джонс часто приписывают начало празднования карибской карнавальной культуры в Великобритании. Однако нужно вспомнить и других, в том числе супружескую пару из Тринидада Перл и Эдрик Коннор, агентов, которые организовали выступления на Карнавале многих художников и артистов. West Indian Gazette продолжала проводить карнавалы и выступления артистов из Вест-Индии до 1964 года, года Клаудиа Джонс неожиданно скончалась в возрасте 49 лет от болезни сердца.

О характере Клаудии Джонс, ее преданности социальному равенству и связи первого празднования карибского карнавала 1959 года с беспорядками в Ноттинг Хилле красноречиво свидетельствует объявление, помещенное на обложке брошюры карнавала: "Часть средств от [продажи] этой брошюры, пойдет на оплату штрафов черных и белых молодых людей, участвовавших в событиях [беспорядках] в Ноттинг Хилле".

Несмотря на то, что карнавал и выступления артистов, организованные Клаудией Джонс, были очень популярны среди иммигрантов из Вест-Индии, они не имели прямой связи с уличным фестивалем, организованным в Ноттинг Хилле в 1966 году, из которого Лондонский карнавал с годами и вырос.

Этот фестиваль был детищем социальнго работника Рон Ласлетт (Rhaune Laslett) и ее сотрудничества с Бесплатной Лондонской школой (London Free School) – общественной образовательной школой для взрослых, учрежденной Рон Ласлетт совместно с фотографом и политическим активистом Джоном "Hoppy" Хопкинсом. 

Рон Ласлетт родилась в лондонском Ист-Энде и была дочерью индейской матери и русского отца. Она была заметной фигурой в Ноттинг Хилле благодаря своей борьбе с  расовой напряженностью в конце 1950-х годов. Она создала детскую игровую площадку под названием Shanty Town и организовала круглосуточные бесплатные юридические консультации для иммигрантов, местных жителей и бездомных, которые осуществлялись усилиями добровольцев, живущих в этом районе.

Рон говорила, что идея проведения фестиваля пришла к ней во сне – во время “hamblecha”, как это называют коренные американцы – в котором она увидела людей всех рас, танцующих вместе на улицах. В интервью 1989 года изданию Caribbean Times она вспоминает свой ​​сон: "Я видела улицы заполненные людьми в ярких цветных костюмах, они танцевали под оркестры и были счастливы. Некоторые лица показались мне знакомы, но в основном это были толпы мужчин, женщин, детей, черных, белых и цветных – все они смеялись".

Рон Ласлетт спросила совета у своего близкого знакомого и уважаемого в Ноттинг Хилле  активиста из Гайаны Андре Шервингтона (Andre Shervington), как заставить вест-индийскую общину принять участие в фестивале. Она также консультировалась и с другими, и все советовали ей пригласить известного тринидадского музыканта по имени Рассел Хендерсон, джазовые концерты которого по воскресеньям в пабе Coleherne на Old Brompton Road были очень популярны среди вест-индийцев.

Группа Хендерсона состоял из Стерлинга Бетанкура, Вернона “Fellows” Уильямса, Фицроя Кольмана и Ральфа Черри. В то время в стране было не так много играющих на стил-панах. Хендерсон, который также играл на карнавале Клаудии Джонс в Сент-Панкрасе в 1959 году, с готовностью принял приглашение принять участие в новом уличном фестивале в Ноттинг Хилле. Именно участие в фестивале группы Хендерсона  придало ему тот характер, который с самого начала отличал его от традиционных английских празднеств и парадов.

Музыканты и члены Лондонской Бесплатной школы рекламировали предстоящий фестиваль, организуя в рыночные дни на Портобелло-роуд небольшие шествия с саксофоном. Атмосфера в районе была наполнена ожиданием фестиваля. Цель состояла в том, чтобы развлечь местных детей, поднять дух тех, кто жил в трущобах, уменьшить расовую напряженность и продемонстрировать дух сотрудничества, общий для социальных и политических активистов, живших и работавших в Ноттинг Хилле.

В 1966 году в интервью журналу Grove, издававшемуся под редакцией Hoppy в Лондонской Бесплатной школе, Рон Ласлетт сказала: "Мы чувствовали, что, хотя вест-индийцы, африканцы, ирландцы, поляки и многие другие национальности жили очень тесно,  в перенаселенном районе, между ними было очень мало общения. Если мы сможем заразить их желанием участвовать в фестивале, то это будет иметь огромный позитивный результат".

Первый карнавал, организованный Рон Ласлетт, по составу участников был рогом изобилия – в нем были выходцы из Индии, Ганы, Чехословакии, Украины, Кипра и других стран, и при этом все были жителями этого района. Среди исполнителей были нигерийский музыкант Джинджер Джонсон и его афро-кубинская группа, Агнес О'Коннелл и ее ирландские девушки трубачи и марширующий оркестр, исполнявший музыку в ново-орлеанском стиле. Чтобы сделать настоящий парад, повозки с лошадьми были заимствованы у местных трейдеров с Портобелло-роуд, и даже был организован турнир по игре в дартс между пабами.

Как только группа Хендерсона начала играть на стил-панах, вест-индийцы, услышав знакомые звуки, стали выходить из своих домов и заполнять улицы. Следуя традиции тринидадского карнавала, игроки на стил-панах возглавляли шествие. Процессии следовала от Портобелло-роуд к Ноттинг-Хилл-Гейту и обратно, собирая на смоем пути все больше людей. Хендерсон невольно наложил карибское клеймо на фестиваль, но именно благодаря ему весть о фестивале быстро распространилась среди других вест-индийских общин в Великобритании.

В последующие годы, хотя карнавал был по-прежнему разнообразен и эклектичный и проводился как недельный уличный фестиваль, он в то же время становился все более вест-индийским и даже специфически тринидадским по своему характеру.

Игроки на стил-панах, такие как Blue Notes во главе с Педро Берджесс, Les Flambeaux, Bay 57 и Melody Makers стали его лидерами. Тринидадский дизайнер Эштон Чарльз начал создавать традиционные карнавальные тринидадские костюмы для детей и взрослых. Все больше и больше игроков на стил-панах и исполнителей из Вест-Индии присоединялось к фестивалю. И постепенно уличное празднование втянуло в себя события и выступления, которые раньше проходили на различных других площадках.

Одновременно с этим фестиваль приобретал все более заметный воинственный характер в ответ на то давление, которое цветное население и деятели контркультуры испытывали со стороны полиции и властей. Движение Black Power, перейдя через Атлантику, захватило и воображение цветных масс в Великобритании. Некоторым участникам фестиваля становится все более странным видеть белую женщину во главе дела, которое теперь рассматривалось совершенно определенно как событие культуры черных иммигрантов из Карибских стран.

Авторитету Рон Ласлетт был брошен вызов, ее влияние и контроль над фестивалем постепенно уменьшались. Она отошла от организации фестиваля в 1970 году по состоянию здоровья, на фоне опасений возможных взрывов насилия из-за роста напряженности в черной общине в ответ на рейды полиции на ресторан Mangrove, популярный среди выходцев из Вест-Индии.

Она уходила разочарованная, видя, как начатый ею фестиваль и карнавал принимают конфронтационный характер, противоречащий ее замыслу и ее усилиям. Рон Ласлетт умерла в 2002 году.

В последующие годы все более доминирующий карибский характер фестиваля и незнание его ранней истории привели ко многим ошибочным и противоречивым суждениям о том, кто изначально "основал" это событие. А вклад Рон Ласлетт и Лондонской Бесплатной школы стали маленькими сносками в истории карнавала, закрепляя неправильное впечатление, что Карнавал в Ноттинг Хилле имеет исключительно карибское происхождение.

 

* * *

Более подробно об истории Лондонского карнавала можно прочитать в только что вышедшей книге: Carnival — A Photographic and Testimonial History of the Notting Hill Carnival, by Ishmahil Blagrove Jr, published by Rice n Peas, £25 (020 7243 9191, ricenpeas.com)

 

_____________________

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ

FACEBOOK.COM/RUSSKYLONDON 

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

КРАСНЫЕ МАКИ У ТАУЭРА

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ ЛОНДОН? 

БИГ БЕН УМЫВАЕТСЯ

ПРИЯТНЫЙ "МАРКСИЗМ"

 

http://russkylondon.com/sites/default/files/styles/maximum/public/%201%20.png?itok=B0Ykhjoshttp://russkylondon.com/sites/default/files/styles/maximum/public/%202%20%20notting-hill-carnival.jpg?itok=uwf6_tCqhttp://russkylondon.com/sites/default/files/styles/maximum/public/%203%20%20notting-hill-carnival.jpg?itok=N6gYwMs_http://russkylondon.com/sites/default/files/styles/maximum/public/%204%20notting-hill-canrival.jpg?itok=YVJQ8ZYzhttp://russkylondon.com/sites/default/files/styles/maximum/public/%205%20notting-hill-carnival.jpg?itok=ZQz8pLRHhttp://russkylondon.com/sites/default/files/styles/maximum/public/%206%20notting%20hill%20.jpg?itok=H9FducoVhttp://russkylondon.com/sites/default/files/styles/maximum/public/%207%20notting-hill-carnival.jpg?itok=3B6FfIzshttp://russkylondon.com/sites/default/files/styles/maximum/public/%209%20notting-hill-carnival.jpg?itok=De36xthghttp://russkylondon.com/sites/default/files/styles/maximum/public/%208%20Notting-Hill-Carnival.jpg?itok=IKb7H2kuhttp://russkylondon.com/sites/default/files/styles/maximum/public/%2010%20notting-hill-carnival.jpg?itok=I9GW3wnt